Зимний Международный фестиваль искусств ежегодно проводится с 2008 года. Именно тогда Сочи победил в конкурсе на право проведения Олимпийских игр. Если в самом начале состоялись всего четыре концерта в Зимнем театре и в Зале камерной и органной музыки, то к 2021 году количество мероприятий музыкальной Олимпиады Юрия Башмета увеличилось до двухсот. В 2012-м в рамках фестиваля впервые прошел национальный отбор «младшего» коллектива маэстро – Всероссийского юношеского симфонического оркестра. В 2017-м открытие посетил президент России Владимир Путин, а в суровом 2020-м Зимний Международный фестиваль успел завершиться до наступления смутных времен. Надежда Травина вспомнила самые яркие моменты сочинского фестиваля.
2010: Юрий Башмет импровизирует с Нино Катамадзе
В 2010-м маэстро прибыл на пока еще камерный фестиваль в Сочи прямо из Ванкувера, где вместе со своими подопечными выступил на культурной неделе грядущей сочинской Олимпиады. На одном из бисов Юрий Абрамович вышел в спортивной куртке с надписью «Сочи-2014», словно заверив, что через четыре года фестиваль станет неотъемлемой частью мирового спортивного события. А пока здесь выступили скрипач Вадим Репин, австрийский пианист Олег Майзенберг, итальянский флейтист Массимо Мерчелли, звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина, певицы Анна Самуил и Елена Максимова, актер Константин Хабенский в качестве чтеца оратории Гайдна «Семь слов Спасителя». Наиболее запоминающим моментом стало совместное музицирование Юрия Башмета и джазовой певицы Нино Катамадзе на одном из вечеров. Глядя, как артистка и ее группа Inside заставляют весь зал подпевать и требовать еще хитов, маэстро сел за рояль и сыграл незатейливый джазовый стандарт, на который Нино мгновенно выдала импровизацию. Складывалось впечатление, что музыканты в дуэте существуют пару десятков лет. Впрочем, оказалось, что Юрий Абрамович познакомился с певицей всего час назад.
2011: Валерий Гергиев, наконец, прилетел и обещал вернуться
В 2011-м знатоков барочной аутентичной музыки радовал камерный оркестр Берлина, а любителей русского фольклора – певица Пелагея, тогда еще не звезда «Голоса». Именно в Сочи дал свой последний концерт легендарное джазовое трио Жака Люсье. Труппа театра «Мастерская Петра Фоменко» показала сочинцам свой знаковый спектакль «Волки и овцы» по Островскому, а Илзе и Андрис Лиепа – балетный вечер памяти своего знаменитого отца. Если ретроспектива фильмов Карлоса Сауры не произвела особого впечатления, то концерт Дениса Мацуева, по обыкновению, вызвал колоссальный восторг. Главное событие того года – долгожданный приезд Валерия Гергиева, и не просто из очередного города, а вообще на фестиваль. Юрий Башмет звал его с самого начала – и все никак не складывалось. Маэстро продирижировал оркестром «Новая Россия»: музыканты исполнили Вторую симфонию Рахманинова и Концерт для альта с оркестром, посвященный Башмету. «Дирижер истово размахивал руками, притоптывал ногами и было ощущение, что его удивительная энергетика передается не только оркестру, но и залу», – констатировала местная пресса. После триумфального выступления Валерий Абисалович вновь улетел, но непременно обещал вернуться.
2012: Концерт на вокзале не только для двоих
Первый по счету юбилей собрал еще больше мировых исполнителей, чем в прошлые годы. Это скрипач Максим Венгеров и певица Динара Алиева, валторнист Радован Влаткович, Жан-Люк Понти и его джазбенд, австрийский пианист Ингольф Вундер, китайская виолончелистка Джинг Джао, скрипачка из Норвегии Вильде Франг, итальянское сопрано Барбара Фритолли и другие. Впервые в Сочи приехал знаменитый кинорежиссер Эмир Кустурица – привез свой фолк-рок-группу The No Smoking Orchestra, с которой устроил грандиозное шоу на сцене Зимнего театра. Особенно популярная тогда поэтесса Вера Полозкова представила свой авторский вечер. Самым необычным, пожалуй, стал концерт Юрия Башмета и оркестра «Новая Россия»…на вокзале. Это был благотворительный вечер для представителей различных центров, помогающим детям. В новеньком отреставрированном зале ожидания прозвучали Пассакалия Генделя, Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели Моцарта, а также сочинения Гуно, Танеева и Рахманинова в исполнении Ярославской капеллы. Завершился концерт «Венецианской ночью» Глинки в присутствии подтянувшихся с улицы слушателей и тех, кто ожидал свой поезд.
2013: Грациа, Италия!
В этом году участников фестиваля прибавилось – в Сочи приехало больше тысячи музыкантов со всего мира. Ирландская фолк-группа De Dannan исполнила музыку ирландских композиторов, эмигрировавших в США, а кубинский пианист Чучо Вальдес – джазовую программу. В Художественном музее открыли выставку, посвященную сотрудничеству художника Михаила Шемякина и Владимира Высоцкого, а Зимнем театре каждый желающий мог сыграть в шахматы с самим Анатолием Карповым. Юрий Башмет и Алена Баева сыграли музыку первого русского авангарда, а Константин Хабенский декламировал стихи поэтов Серебряного века и футуризма. На закрытии получилось целое приношение музыкальной культуре Италии. На сцене объединились хор из города Конельяно, скрипач Массимо Кварта, альтист Лука Раньери и маэстро Башмет. Музыканты впервые сыграли в Сочи на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати из коллекции Музея имени Глинки.
2014: С олимпийским размахом
В год Зимней Олимпиады в Сочи фестиваль Башмета принял поистине олимпийский размах. Денис Мацуев, Эрвин Шротт, Ольга Перетятько, Виктор Третьяков, Массимо Мерчелли, Барбара Фриттоли, Рено Капюссон, Энрико Диндо, Олли Мустонен, Сергей Крылов, Геворг Дабагян, Игорь Бутман, Анна Самуил, солисты Государственной оперы Мюнхена, Королевского театра Ковент–гарден, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, лауреат «Грэмми» Брайан Линч…Это еще не весь список участников! К событиям на сцене Зимнего театра, Зале камерной и органной музыки и Художественном музее добавились мероприятия в Адлере и в Красной Поляне – чтобы гости главного спортивного мирового праздника успевали посещать и культурную программу. Для них организаторы устроили дни, посвященные культуре разных стран: России, Австрии, Италии и Польши. На концерте последнего из дней звучал Концерт для альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого (увы, маэстро не приехал): партию скрипки исполнила Агата Шимчевская, за дирижерский пульт встал ассистент Пендерецкого Мацешь Творек.
2015: Юрий Башмет - солист «Ночных снайперов»
На Восьмом Зимнем фестивале Юрий Башмет устроил «Бенефис альту», исполнив на этом инструменте современную музыку, солисты Большого театра Андрей Жилиховский и Юлия Мазурова – вечер оперных шедевров. Закрытие фестиваля было посвящено Международному конкурсу Чайковского (тому самому, где раскрылось дарование Люки Дебарга). На сцену Зимнего театра вышли его лауреаты разных лет: примадонна российской оперной сцены Хибла Герзмава, скрипач Николай Саченко, пианист Барри Дуглас, виолончелист Густав Ривиниус. Константин Хабенский показал свой моноспектакль «Контрабас» по Зюскинду, а режиссер Павел Сафонов – свою оригинальную версию оперы «Кармен» с участием балерины Екатерины Шипулиной и меццо-сопрано из Венесуэлы Нэнси Фабиолы Эрреры. Но все события затмило, пожалуй, совместное выступление Юрия Башмета и группы «Ночные снайперы». Здесь солировали в равной степени и маэстро, и Диана Арбенина – каждый на своем месте: Юрий Абрамович – за пультом оркестра, рок-звезда – на сцене, с микрофоном и электрогитарой.
2016: В десятке лучших
В этом году было просто обилие музыкально-поэтических программ. «Лики Шекспира» (Шекспир и музыка английских композиторов), совместное выступление актера Игоря Костолевского и пианиста Николая Луганского, автобиографический спектакль-концерт «Оркестр мечты. Медь» Олега Меньшикова и впервые – спектакль «Не покидай свою планету» Виктора Крамера с Константином Хабенским, ставший впоследствии визитной карточкой фестиваля. Зажигательное выступление норвежского скрипача Аве Моен Бергсета стало одним из ярчайших событий этого фестиваля: музыкант свободно импровизировал на сцене, одновременно играл на столетней скрипке и пританцовывал. Закрытие же фестиваля посетил Владимир Мединский – тогдашнему министру культуры представили поистине историческую программу из произведений зарубежных композиторов XIX-XX веков, а он, поднявшись на сцену, сообщил, что Зимний Международный фестиваль вошел в десятку лучших фестивалей Европы.
2017: Путин, Мацуев и снова Арбенина
Десятый юбилейный фестиваль открылся спектаклем «Не покидай свою планету», на котором присутствовал сам президент: первое лицо осталось довольно новой трактовкой истории о Маленьком Принце и Прекрасной Розе. Юрий Башмет решил повторить свой экспериментальный дуэт с Дианой Арбениной и не прогадал: как и в прошлый фестиваль, музыканты просто порвали зал. Впервые в Сочи приехал десятикратный обладатель «Грэмми», кубинский трубач Артуро Сандоваль, который в своем исполнении продемонстрировал сочетание свободного блюза и энергичных кубинских ритмов. На закрытии выступил Денис Мацуев и Всероссийский юношеский симфонический оркестр, уже успевший покорить многие российские площадки. И по традиции, на фестивале состоялись конкурсы молодых композиторов имени Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера, школа молодых журналистов, выставки видео-арта и другие события Образовательной программы.
2018: Пятьдесят лет на альте
На открытии мэр Сочи вручил Юрию Башмету значок почетного жителя города. В этом году Юрий Абрамович отметил 65-летний юбилей и 50 лет творческой деятельности: публика услышала мировые премьеры, вдохновленные звучанием его альта (альтовые концерты композиторов Алексея Сюмака и Валерия Воронова, оратория «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, в которой участвовал Михаил Ефремов). Также жизни и деятельности маэстро посвятили выставку. Спектакль традиционной Пекинской оперы рассказал местной публике «Легенду о нефритовой заколке», а португальская певица Тереза Салгейра познакомила с песенным жанром «фаду». Итальянская труппа «Daniele Cipriani Entertainment» показала балет на музыку Моцарта, Палестрины, Лигети и народные напевы средиземноморья. Всего на фестивальных площадках за десять дней побывали 13000 зрителей и порядка 2000 участников – и как оказалось, это был еще не предел!
2019: Rimini Protokoll и сочинение, написанное нейросетью
В этом году Зимний фестиваль впервые принял в гостях другой фестиваль – современного искусства «Территория». В квартиру к сочинцам нагрянула театральная компания Rimini Protokoll со своим квестом «В гостях. Европа», а кто-то и вовсе стал участниками необычной вечеринки проекта «Диалог Данс». В помпезном здании Морского вокзала актеры Мастерской Брусникина показали один из последних спектаклей режиссера – «До и после», приглашая зрителей присоединиться к этой бродилке по воспоминаниям. Больше всего обсуждений вызвал гала-концерт, где прозвучало сочинение Кузьмы Бодрова, написанное нейросетью. В зале присутствовал представитель Яндекса, а зрители недоумевали, как это искусственный интеллект научился сочинять музыку. Юрий Абрамович же выразил надежду, что компьютер никогда не заменит Бетховена и Чайковского – правда, не уточнил, какого из них.
2020: и новая музыка, новая музыка, новая
На Тринадцатом фестивале вновь звучали стихотворные «баттлы» на турнире поэтов, работала школа молодых журналистов и фотошкола, действовали различные выставки. Выступление этнического ансамбля Соны Йорбатех из Гамбии перемежался с интернациональным оперным проектом, где участвовали певцы из Аргентины, Германии, ЮАР, США и России. Диалог культур подхватило музыкальное путешествие по странам и континентам от итальянского барочного коллектива La Magnifica Comunita. На радость местной публике вновь были показаны спектакли «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским и «Ван Гог. Письма к брату» с Евгением Мироновым. В Сочи приехала звезда мировой сцены Наталья Осипова, которая исполнила главную роль в постановке балета Артура Пита «Мать». А главной особенностью фестиваля стали шесть премьер современных композиторов: Оскара Бьянки, Тошио Хосокавы, Николы Кампогранде, Кузьмы Бодрова, Александра Чайковского и Майкла Наймана. Новые опусы, что важно, исполнял Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
2021: победа над коронавирусом
На прошлом фестивале вопреки всем ожиданиям не было онлайн-трансляций и концертов без публики – нашей новой реальности. Зимний театр был заполнен на 30 процентов, но это не мешало публике устроить овации зарубежным артистам, преодолевшим сложный путь.На концерте Viva Opera три выдающихся артиста – бас-баритон Ильдар Абдразаков, солистка Михайловского театра меццо-сопрано Олеся Петрова и примадонна Мариинского театра Елена Стихина – презентовали всеми оперные арии и дуэты от «Дон-Жуана» Моцарта до «Гранады». Евгений Миронов выступил в образе Принца Датского в спектакле Марины Брусникиной, а Вадим Эйленкриг представил зажигательную джазовую программу. На закрытии и вовсе праздновали победу над коронавирусом – мажорная пьеса британского композитора Шарлотты Брей прямо-таки излучала свет, добро и надежду на возвращение прежней жизни.
Comments