Новый фестивальный день — новый марафон.
Что же, в очередной раз мы испытываем удивление тому, как точно природа реагирует на фестивальные настроения. Похоже, за 15 лет они срослись, подладились друг под друга и ведут какую-то свою потайную жизнь. Безумно интересно эту самую жизнь благодарно ловить и отслеживать, пусть на бегу, пусть точечно и случайно — но нет, нам не показалось, это правда: вчерашние штормовые бетховенско-шекспировские ветра улеглись буквально с последними строками «Гамлета», и к сегодняшним органным и джазовым концертам все вокруг зарозовело, засветило, засеребрилось на солнце — так, что журналисты все никак не могут уловить ритм и придумать, что же надевать на очередную пробежку между залами Сочи.
А в Органном зале Дебольской сегодня — очередной марафон. Да-да, снова с утра и до вечера лучшие органисты будут представлять свои программы в 12, 14, 16 и 18 часов почти без перерывов. Мы пришли на первый из них, затем почти сразу пришли в восторг и решили остаться на марафоне до конца. Дело в том, что в Сочи совершенно прекрасный орган — небольшой и компактный инструмент чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss», трехмануальный, маневренный в звучаниях, богатый тонкими красками: большая и радостная неожиданность для города-курорта.
Первый концерт был с лекционной частью: Тимур Халлиулин — популяризатор органной музыки и разрушитель стереотипов о том, что орган это снобистский мудреный инструмент, существующий исключительно на полифонических изысканиях бородатых суровых старцев, место которым исключительно в церкви. Это не так, говорит Тимур, рассказывая о бурной истории развития органа, который может впечатляюще использоваться в рок-музыке и даже в детских песенках.
В этом концерте акцент был сделан на педальную технику. Да, есть в жизни органиста серьезное отличие от жизни всех остальных музыкантов — ногами он должен играть так же виртуозно, как и руками. Для удобства он надевает специальные туфли с квадратным каблуком, и, развивая совершенно особенную легконогость, может сыграть произведение практически любой сложности. Что Тимур и продемонстрировал на примерах Экзерсисов Баха, произведений Шарля-Мари Видора, переложения «Астории» Альбениса и многих других сольных вещей для ножного мануала; педаль с размеренным соло и виртуозное глиссандирование, техники скольжения и безумные скачки — иные номера неискушенным слушателям покажутся почти цирковыми, однако и на профессионалов легкость и особенная виртуозность Тимура, похожего на тонкую элегантную птицу, производит сильное впечатление. Позднее стало очевидно, что педаль для органиста — предмет особенной любви: он даже защитил диссертацию по особенностям педальной техники.
Часто ли мы слышим рок-музыку на органе? — вопрос без подвоха, конечно же, нет; однако первый концерт марафона завершился знаменитой композицией Deep Purple. В общем, если кому-то из слушателей захочется после этого изучать органную музыку, то у него есть прекрасный проводник, который в своих соцсетях интересно и глубоко рассказывает о всех тонкостях короля инструментов, обозревает органы России и знакомит с прекрасной музыкой.
Дальше в программе — дуэт Хироко Иноуэ и Жан-Пьера Стайверса с программой «Орган в четыре руки и ноги», корейский музыкант Джей-Хук Чо — и завершит марафон представление «Призрак оперы» с фрагментами из опер Вивальди, Генделя, Бизе, Россини: исполнители — Евгения Кривицкая, актер и ведущий Петр Татарицкий, солистка театра «Новая Опера» Анастасия Белукова и скрипачка Мария Лазарева.
Kommentarer