В зале камерной и органной музыки объявили лауреатов VIII Международного конкурса молодых композиторов.
В этом году на композиторский конкурс в рамках Зимнего фестиваля искусств было подано 40 заявок от участников из разных стран. В финал вышло только 12 человек – их музыка прозвучала в присутствии публики и жюри в зале камерной и органной музыки. В этом году конкурсантов оценивали Александр Чайковский (председатель жюри), Валерий Воронов, Кузьма Бодров, Патрик де Клерк, Оскар Бьянки, Алексей Сюмак. Выбрать лучших в каждой номинации («Фортепианное трио» и «Струнный квартет») – задача ответственная и непростая: важно понять, по каким критериям это определять. Впрочем, за долгие годы преподавания и наставничества на всякого рода воркшопах каждый член жюри наверняка выработал свою тактику отбора: таким профессионалам с первого взгляда на партитуру становится ясно, как пишет автор.
Камерные опусы молодых композиторов исполнил струнный квартет ансамбля «Солисты Москвы» и пианистка Елена Кузнецова. По условиям конкурса, произведения должны длиться не более 15 минут – но, учитывая, что участников было 12, концерт из дневного плавно перекочевал в вечерний. Музыка, написанная преимущественно студентами консерваторий, вызвала неоднозначное впечатление. Конечно, у многих еще не сформировался собственный почерк, музыкальный язык – преобладала стилизация. Матвей Есипов, например, целиком построил свой квартет на приеме пиццикато Бартока, а Петр Иванов, посвятивший пьесу Сергею Слонимскому – как и его учитель, на игре по струнам рояля, хлопкам по корпусу инструментов. Но авторы экспериментируют и не боятся показаться непонятными, что важно. В фортепианном трио «4 апокрифа в духе Мессы» Валентин Малинин использовал многозвучные аккорды на долгой педали и обилие кластеров, но это не отпугнуло слушателей, с интересом взирающих на автора за роялем.
Но самое поразительное, что сочинения молодых композиторов, все как один, были драматическими, трагическими, и почти все в миноре. Никакого просвета и надежды, одна боль и безысходность. Что это, мысли и настроения молодых, чувствующих время? Или это заблуждение, вызванное сегодняшними событиями? В итоге, победителями конкурса (посвященного, кстати, Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру) стали Герман Визнер (номинация струнный квартет, Россия) и Артем Цесь (фортепианный ансамбль, Республика Беларусь). Вторые места заняли Виктор Зиновьев в категории «Струнный квартет», Максим Маркевич и Василиса Лапатанова (фортепианный ансамбль). Бронзу получили Артем Ромоданов и Екатерина Тарасова. Поздравляем лауреатов!
Comments